Александра Невского
Рождества Христова
Бориса и Глеба
Космы и Дамиана
Николо-Александровский
Сергия Радонежского

Протоиерей Владимир Шамонин

(1882 – 1967)

Протоиерей Владимир Шамонин родился в 1882 году в городе Орле. Его отец Александр Шамонин происходил из старинного дворянского рода. Он был полковником царской армии, участвовал в боях, был тяжело ранен и награжден орденами за храбрость. Родители заботились о религиозном воспитании детей, и Владимир с детства размышлял о величии Бога, с 6-ти лет начал писать духовные стихи.

В 1892 году 10-летний Володя Шамонин поступил в Санкт-Петербургский Александровский Кадетский Корпус. В Корпус Володя пошел охотно, учился хорошо, с интересом, хотя ни в чем особенно не выделялся. Интересовался больше Законом Божиим, литературой и физкультурой. Своей физической силой дорожил, развивал ее, и в Корпусе к последним классам считался самым сильным. Но применял ее с пользой для других, помогая, защищая. В младших классах увлекся "монашеским режимом": пост и ночная молитва. Горячо любил кадетский храм в честь святых чудотворцев Сергия и Германа Валаамских, глубоко воспринимал церковные службы, особенно литургию. В последнем классе особенно усердно молился Ангелу-Хранителю - просил направить в жизни, помочь во всем.

По окончании Корпуса Владимир Шамонин был автоматически переведен в Павловское Юнкерское военное училище, которое закончил в 1905 году. Военных и военную форму с детства любил, всегда любовался военными упражнениями и маршами, и сам выполнял все на "отлично". После окончания Юнкерского училища в числе немногих был зачислен в царскую роту.

В 1905г. Владимир был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. В автобиографической поэме "Павловское военное училище", написанной по поводу событий 9 января 1905г., юнкер Владимир предсказывал грядущую революцию и насильственный конец Царя. Его направили в военный госпиталь для душевнобольных. Потом последовал арест и заключение в Петропавловскую крепость. Митрополит Петербургский Антоний (Вадковский), посетив крепость, посоветовал ему поступить в Духовную Академию. По ходатайству митрополита Антония его выпустили, и он блестяще сдал экзамены в Академию (готовился самостоятельно).

На вступительных экзаменах вызвал у приемной комиссии похвалу, удивление своей подготовкой. В Академии весь отдался преподаваемым предметам, с интересом и глубоко воспринимал материал. После окончания Академии о. Владимир хотел идти в монахи. Об этом мечтал еще в кадетском корпусе. Мать, не сомневаясь, дала согласие. В 1905г. он поехал к старцу в Оптину Пустынь за благословением. Прозорливый старец благословил на священство, сказав сердито: "Нет тебе пути в монашество. Возьми себе жену, служи и будь монахом по духу". Митрополит Антоний (Вадковский), ректор Академии и духовник о. Владимира, благословил взять невесту из духовного сословия. В 1908г., перед Святой Троицей, состоялась свадьба с Варварой Ливановой, дочерью иерея; про невесту все говорили, что она красавица и умница.

Рукоположение во диакона свершилось в день Святой Троицы в 1908г. в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Свершал рукоположение митрополит Антоний (Вадковский), ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии. Там же, в день Святого Духа, рукоположен митрополитом Антонием (Вадковским) во иерея.

С 1908 по 1914 годы служил на сельском приходе. По окончании Духовной академии митрополит Антоний (Вадковский) направил о. Владимира служить в деревню, чтобы тот лучше узнал жизнь простого народа и поучился у него. С его приездом жизнь в приходе обновилась. Появился хор под управлением нового регента. Прихожане стали чаще говеть, улучшилось их поведение в храме и в быту, они навели порядок в храме и на кладбище, трудились при храме. Проповеди молодого священника понравились. Его полюбили. Обращались к нему за советом, за утешением. Неверующие приходили к вере. Во время эпидемии холеры он причащал и соборовал на дому и в больнице. Последовали исцеления, укрепившие у людей веру в Бога. В 1914г. его перевели в Петроград по настоянию митрополита Вениамина (Казанского). Из деревни были многочисленные делегации с настойчивыми просьбами "оставить нам батюшку". В конце 60-х годов старые жители, беседуя с его дочерью, сказали: "Все священники были хорошие, мы всех их любили, но один - самый молодой - святой, и звали его отец Владимир".

С 1914 по 1921 годы служил в Петроградском Феодоровском мужском монастыре, помощником настоятеля, вторым священником. Наряду со службой в подворье Феодоровского монастыря о. Владимир был духовником для мирян и требоисполнителем по частным домам и инфекционной больнице. Настоятель подворья, архимандрит Досифей, любил и ценил о. Владимира, бывал у него в доме.

1921 по 1930г. Петроград, Николо-Александровский Бар-градский храм, протоиерей, настоятель храма. Прошло около семи лет служения в Петрограде, когда о. Владимир, по просьбе митрополита, перешел служить настоятелем Николо-Александровского Барградского храма со знаменитой святыней Петербурга - чудотворной иконой Божией Матери "Скоропослушница". Икона, пожертвованная храму Афоном, обладала силой исцеления; у о. Владимира сохранились выписки из журнала об исцелениях. Лик Божией Матери часто менялся - во время Литургии, когда служил о. Владимир, лик сиял. 1920-е годы для о. Владимира - горячее время: не только жаркие моления над больными и бесноватыми, посещение Боткинских бараков с тяжелыми заразными болезнями, беззаветная любовь многих прихожан вплоть до поклонения, но и яростная злоба ненавистников, когда и проходить-то по улицам было страшно, ложные доносы, в общем, постоянная "борьба", как он сам говорил на смертном одре об этом периоде своей жизни. 7 марта 1932г. Николо-Александровский храм был закрыт и подлежал сносу. О. Владимир выхлопотал, чтобы икону Божией Матери не передавали в музей, а перевезли в храм Бориса и Глеба, куда его назначили служить.

В храме свв. Бориса и Глеба служил о. Николай, бывший законоучитель Кадетского корпуса, где когда-то воспитывался новый настоятель. О. Владимир относился к старому священнику с большим почтением и уважением, не показывая своего служебного превосходства. В 1931г. семью о. Владимира, как и многие семьи священников, выслали из Ленинграда. Семья поселилась в г. Пушкине. Через год службы в храме Бориса и Глеба, в декабре 1931 года, О. Владимира арестовали. Двое военных, проводившие обыск в квартире, перебирая книги, говорили: "Какой образованный человек, какой сведущий в литературе!". Более чем год просидел он в тюрьме в ожидании приговора.

В начале 1933 года отец Владимир был осужден по "Делу евлогиевцев" на 3 года исправительно-трудовых лагерей и отправлен в Дальлаг на Дальний Восток. Ехали в поезде сорок суток, не зная - куда, он описал это в стихотворении "Великий путь - письмо к жене с дороги". "Отца Владимира, какой он есть, хорошо показывают его стихотворения, которые он писал тогда,.. то, что он мог сочинять в тех условиях, говорит о его большой духовной силе. И как именно он изображает все - в этом видна святая любовь его ко всему. Нам тогда часто приходило в голову, что если он здесь умрет или уедет домой раньше нас - исчезнет свет, померкнет все. Много можно говорить о нем! Как он, голодный, делился едой или отдавал ее всю; как он умудрялся работать за бессильных; как успевал напутствовать умирающих и возрождал мрачные души! Он был, действительно, всем для всех", - из письма архимандрита Псково-Печерского монастыря Никиты (бывшего протоиерея Петра Чеснокова), заключенного в Дальлаг.

В 1937г., после освобождения из лагеря, о.Владимир вернулся в г. Пушкин, где в то время находились его дочери. Матушка же была в ссылке в Малой Вишере. Отцу Владимиру не разрешили жить дома. Он скитался, не имея угла. Временами удавалось поработать сторожем при храме, а иногда попилить или поколоть дрова. Изредка навещал дочерей, приходил тайком ночью - за квартирой была постоянная слежка. Однажды он сильно заболел, отощавший от голода и ослабевший от болезни, долго не мог прийти в себя. Его выходила медсестра Вера Константиновна Берхман. Он был благодарен ей всю жизнь: когда много позже она тяжело заболела, он подыскал ей хорошую женщину, которая до самой смерти ухаживала за ней. Когда началась война, о. Владимира отправили на 3 года в ссылку на Урал, в д. Карачи (вблизи с. Унях) Кировской области. Находясь в ссылке, о. Владимир опять оказался без средств к существованию. Церквей там не было. Работал на разных работах. Помогал нуждающимся многодетным и больным, делясь последним куском с голодными, особенно там, где были дети. Продолжал писать стихи. Его дочери получили письмо от жителей села Унях, в нем говорилось, как во время пожара он бесстрашно лазил по горящим балкам 2-этажного дома, спасая людей, прыгал с большой высоты (в его-то 60 лет) и проявлял редкую отвагу. Письмо было написано в форме соболезнования - думали, что он погиб во время пожара. За год до окончания войны патриарх Алексий I, тогда еще митрополит Ленинградский, добился у властей в 1944 году возвращения о. Владимира в Ленинград.

Митрополит Алексий (Симанский) назначил о. Владимира настоятелем Князь-Владимирского собора, где тогда находилась чудотворная икона Божией Матери "Скоропослушница". Это место занимал малообразованный человек, который, хотя и понимал, что занимает его не по праву, но был огорчен предстоящим смещением. О. Владимир, боясь нанести ему рану, отказался от настоятельства под предлогом болезни. Но голодное время заставило пойти на работу - сторожем Никольского кладбища Александро-Невской Лавры. Поняв причину отказа, митрополит предложил ему служить в Шувалове под Ленинградом.

Отец Владимир приступил к служению в Спасо-Парголовском храме в должности второго священника 2 июня 1944 года. Поначалу о. Владимир жил в сторожке. Позже, когда вернулась семья, жили в холодном помещении. И уже много позже в долг была куплена половина дома. Настоятель храма в Шувалове, будучи благочинным загородных храмов, почти всегда отсутствовал, дела по храму вел о. Владимир, сам исполнял "черные" работы, иногда ночью. Каждый день с утра до вечера находился в храме (по обещанию Богу, когда возвращался из заключения). К деньгам он относился так: "Господь дает их в избытке для того, чтобы делиться с другими. Надо давать их людям по потребностям; давать просто, не жалея, не гордясь, не напоказ, а во славу Божию". Умирая, Вырицкий старец о. Серафим утешал своих близких: "Не плачьте, у вас остаются два больших светильника: о. Владимир (Шамонин) и о. Борис" (протоиерей о. Борис - настоятель храма Петра и Павла в Санкт-Петербурге). В 1961г. с о. Владимиром случился инфаркт. Пришлось уйти из храма и стать заштатным священником.

После выхода на пенсию о. Владимир продолжал посещать Спасо-Парголовский храм, причащал, исповедывал. В храм дочери возили его на такси, ходить не мог - болезнь ног, полученная в заключении. Физические силы иссякали, храм посещать стало трудно. Дома читал, писал, молился, принимал прихожан - они по-прежнему шли к своему любимому батюшке.

О. Владимир умер в воскресенье 3 декабря 1967 года накануне праздника Введения Божией Матери во храм. Отпевание происходило в Спасо-Парголовском храме. Церковь не могла вместить всех желающих проститься с ним. Двое суток прихожане оставались в храме - читали, пели, молились.

Источник: Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XXв.

Все права защищены © 2007.
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна