Александра Невского
Рождества Христова
Бориса и Глеба
Космы и Дамиана
Николо-Александровский
Сергия Радонежского

Церковь святых благоверных князей БОРИСА И ГЛЕБА

СПб., Синопская (Калашниковская) наб., в створе пр. Бакунина (Калашниковского)

Массивный, чуть грузный храм в русско-византийском стиле красиво высился на невской набережной и был одним из лучших образцов церковного строительства времен царствования Александра II. Входили в него с трех сторон по высоким гранитным крыльцам. Барабан главного золоченого шатрового купола украшали 12 лепных изображений апостолов работы Э. В. Менерта; две западные главки служили колокольнями. Главный портал имел вид трехчастной романской арки, на которой были высечены слова из Священного Писания.

Внутри церковь удачно освещалась большими окнами. Иконы в величественном иконостасе работы резчика В. П. Шутова написали акад. В. В. Васильев и иконописец В. М. Пешехонов, мастер "византийского извода"; стены и своды расписал П. П. Кох. Дорогую серебряную утварь работы ювелира Холщевникова подарил пот. поч. гражд. Иван Васильевич Галунов, приурочив свой дар ко дню освящения церкви митрополитом Исидором, состоявшемуся 7.III.1882 после долгих лет строительства.

Мысль о постройке храма возникла у хлебных торговцев-оптовиков Калашниковской биржи после покушения Каракозова. Собрав 150 тыс. руб., они приобрели участок у малоохтинского перевоза через Неву, и 16.VIII.1869 митрополит Исидор заложил здесь однопрестольный храм во имя Божией Матери всех скорбящих Радости. За строительством наблюдал автор проекта М. А. Шурупов, а затем его помощник А. И. Резанов; рисунки отделки и иконостаса выполнил С. О. Шестаков. Купцы не скупились: отец и сын Юрловы дали 90 тыс., Тюленев - 50 тыс. руб.

При освящении, по желанию Александра III, расширенный при постройке храм был наречен во имя благг. кнн. Бориса и Глеба, которые явились перед битвой на Неве св. Александру Невскому. Боковые приделы освятили во имя Феодоровской Божией Матери, родовой святыни Дома Романовых, в монастыре которой умер победитель в битве, и прп. Александра Свирского, в день обретения мощей коего родился Александр II и был подписан Ништадтский мир. Таким образом, названия приделов имели символический смысл и были связаны с историей Петербурга.

В 1906 в храме проделан ремонт с реставрацией акад. Д. Д. Лавровским образов, среди которых один из самых известных изображал свв. Гурия, Самона и Авива, покровителей брака.

В Ильин день к Лавре, останавливаясь у Скорбященской церкви, шел крестный ход. С 1877 при храме действовало благотворительное общество с домом для престарелых и детским приютом, а с начала XX века - дамский благотворительный кружок Тавифы и братство "Лепта милосердия", содержавшее коммерческое училище. Настоятелем перед революцией служил прот. Николай Симеонович Руденский.

Закрыт в июле 1934 (решение президиума Ленсовета от 15.VII.1934); летом 1975 полуразрушенные остатки храма были окончательно снесены. Теперь на этом месте пустырь.

В.В. Антонов, А.В. Кобак "Святыни Санкт-Петербурга". СПб. 2003.

Литература

Отчет комитета по постройке Борисо-Глебской церкви... СПб., 1885; ОИАХ. 1866-1867. С. 51; Там же. 1875-1876. С. 45; ИСС. 1883. Т. 7. С. 509; Там же. 1885. Т. 10. С. 109-123; ЛМХ. Вып. 3. С. 55-58; o ВИ. 1882. № 679. С. 54; ПЛ. 1879. № 85. С. 377; ИСС. 1883. Т. 7. С. 182-187; ЛМ Вып. 3. С. 29-31.

Все права защищены © 2007.
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна