Александра Невского
Рождества Христова
Бориса и Глеба
Космы и Дамиана
Николо-Александровский
Сергия Радонежского

ЦЕРКОВЬ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА И БЛАГ. КН. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

(НИКОЛО-БАРГРАДСКИЙ)
ПРИ ИМПЕРАТОРСКОМ ПАЛЕСТИНСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Перекресток 2-й Советской (Рождественской) ул., пр. Бакунина (Калашниковского) и Мытнинской ул.

"В толчее столичной жизни, у бойкого рынка, на тесной площадке, на скрещении нескольких улиц, поднялась нежданно-негаданно высокая маленькая церковка. Поднялась, забелела стенами, невиданною в Питере звонницей на одной из стен, свободно вознесла на высоком легком поясе своего купола главу в виде ратного шелома и стоит строгая и радостная, скромная и торжественная", - писал об этом храме известный церковный писатель Е. Поселянин.

История церкви восходит к осени 1870 года, когда торговцы Старо-Александровского рынка решили построить часовню в память спасения Александра II при покушении на него 25.V.1867 в Париже. В 1872 проект часовни был утвержден, однако освящение состоялось только 6.XII.1879 митрополитом Исидором.

Вскоре часовню приписали к Сионскому храму в Мирах Ликийских, где некогда хранились мощи свт. Николая Чудотворца. На восстановление этого храма в часовне стали собирать деньги два монаха из русского Пантелеимоновского монастыря на Афоне, привезшие с собой частицы мощей вмч. Пантелеймона, Животворящего Древа Господня и список чудотворной иконы Божией Матери Скоропослушницы.

Осенью 1885 Александровская часовня сгорела, а когда была восстановлена, то перешла к Императорскому Палестинскому обществу, основанному тремя годами ранее для поддержки Православия в Святой земле, ее изучения и помощи русским паломникам.

После гибели от руки террориста председателя Палестинского общества вел. кн. Сергея Александровича, часовню по проекту гражд. инж. П.Д. Мегорского окружили стенами, сделали на ней главки и превратили в Николо-Александровский храм, освящение которого произвел 30.ХI.1905 епископ Нарвский Антоний. Иконостас вырезали в мастерской Дудакова, в 1907 возвели небольшую звонницу. Но простояла эта временная церковь недолго.

Храм в Мирах, который находился на участке, купленном еще в 1853 известным духовным писателем А.Н. Муравьевым, из-за политических осложнений восстановить так и не удалось, и в 1910 собранные средства решено было употребить на постройку русского подворья в Бари (Италия), а тесную столичную церковь заменить зданием в новгородско-псковском стиле. Новый проект составил С. С. Кричинский, видный зодчий модерна, строительство консультировал известный археолог В. Т. Георгиевский.

Митрополит Владимир заложил храм 8.IX.1913 на мощах свт. Алексия Митрополита Московского в присутствии вел. кн. Елизаветы Феодоровны, председательницы Палестинского общества. Храм был освящен 15.XII.1915 и сразу получил небольшой приход.

Его наружные стены были декорированы орнаментом и крестами из белого старицкого камня, крыша покрыта зеленой поливной черепицей. Росписи, подражавшие фрескам Дионисия в Ферапонтовом монастыре, исполнили В.А. Плотников и В.С. Щербаков. Четырехъярусный иконостас, обитый, как в кремлевском Успенском соборе, серебряной басмой, изготовила фирма Хлебникова. Его украшали ценнейшие иконы XVI-XVII вв. разных школ, собранные председателем строительного комитета и знатоком древнерусского искусства князем А.А. Ширинским-Шахматовым, бывшим обер-прокурором Синода. Царские врата датировались XVI веком, золотые сосуды, Евангелие и утварь - ХVI-ХVII веками.

Наиболее чтимая икона Божией Матери Скоропослушницы находилась в киоте, вырезанном по образцу киота Владимирской Божией Матери в Успенском соборе Кремля. Были в храме и другие святыни: крест из масличного дерева с частицей Животворящего Древа Господня и икона "Вознесение" с частью камня Живоносного Гроба (их прислал в 1908 Иерусалимский патриарх Дамиан), список надгробного образа прп. Сергия Радонежского с частицей его мощей (привезен в 1895 из Троице-Сергиевой Лавры), а также икона в рост прп. Серафима Саровского с частью его мантии и мощевая - свмч. Гермогена.

Под храмом, вмещавшим 320 человек, находилась палата местного попечительства, расписанная в духе московских теремов, с изразцовой печью и люстрой XVII века, рядом с ней - кельи для служивших в храме иеромонахов, во главе которых перед революцией стоял архимандрит Неофит.

На углу Старо-Невского и Полтавской улицы рыночные торговцы в 1903 поставили двухъярусный мраморный киот, сделанный в мастерской Гвиди с четырьмя иконами.

Несмотря на энергичные протесты органов охраны памятников 20.V.1932 замечательный храм-музей был взорван; теперь на этом месте - проезжая часть улицы. Икона "Скоропослушница" находится ныне в Троицком соборе Александро-Невской Лавры.

В.В. Антонов, А.В. Кобак. "Святыни Санкт-Петербурга". СПб, 2003.

Литература.

Юшманов В.Д. Закладка храма во имя свт. Николая Чудотворца. СПб., 1913;
Поселянин Е. Краткое описание Барградского Николо-Александровского храма в Петрограде. Пг., 1916;
Зодчий. 1903. № 31. С. 372; 1915. № 21. С. 212;
ВПГ. 1905. № 256; 1913. № 192;
ПрЦВ. 1908. № 42. С. 2063-2064; 1913. № 37. С. 1685-1686;
Сообщения Имп. Православного Палестинского о-ва. 1916. Т.ХХVII. С.184.

Все права защищены © 2007.
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна