Александра Невского
Рождества Христова
Бориса и Глеба
Космы и Дамиана
Николо-Александровский
Сергия Радонежского

Иеросхимонах Ефрем (Хробостов)

(1871 - 1947)

Иеросхимонах Ефрем ( в миру Григорий Иванович Хробостов), родился 23 января 1871 года в селении Императорского фарфорового завода, в Санкт-Петербурге, в семье ремесленника (ЦГАК, ф.762, оп.1, д.209, л.45об.). Семья была хорошая и благочестивая, его восприемником из святой купели был Великий Князь Петр Николаевич, для которого этот младенец впоследствии станет духовным отцом.

2 июня 1883 года, юным 12-летним мальчиком прибыл отрок Григорий на Валаам, и сразу поступил под опытное руководство двух праведных старцев - иеросхимонахов: Алексия и Антипы, из которых первый был его старцем, а второй духовником.

28 декабря 1894 года, он был зачислен в братство монастыря и вскоре же, 18 марта 1895 года, - будучи 24 лет, принял монашеское пострижение, с наречением имени Георгий (А.Н.В., Еа:38, д. №56 за 1861г.). Причем епархиальное начальство отметило, что пострижение его - "не в пример прочим", и распорядилось, "чтобы по пострижении иметь ему пребывание до тридцатилетнего возраста в скиту Всех Святых, или в другом, каком-либо, с согласия его старца и по благословению игумена" (ЦГАК., ф.762, оп.1, д.213, л.2).

27 июля 1897 году о.Георгий был рукоположен во иеродиакона, а 28 июня 1899 года посвящён в сан иеромонаха.

"Сразу по принятии благодати священства вспоминает в своих записках монах Иувиан, - иеромонах Георгий проявил исключительно - редкое усердие и любовь к наиболее частому и усердному священнослужению, всегда совершаемому им с глубоким молитвенным подъёмом и сопровождавшемуся усерднейшим поминовением усопших, имена которых он поминал всегда в великом множестве и при том неопустительно за каждой Божественной Литургией, совершаемой им." (А.Н.В. Еа:38, дело №51 за 1861г.)

В октябре месяце 19907 года о.Георгий был назначен на должность Настоятеля Николо-Миликийского храма в Санкт-Петербурге, по личному представлению Ктитора этого храма, Великого Князя Михаила Александровича.

С этого времени о.Георгий вступил в подвиг ежедневного и неопустительного совершения им Божественных Литургий, с благословения российских православных архиереев, который он проходил в течении 40 лет, вплоть до 2 февраля 1947 года, то есть до самого начала своей предсмертной болезни.( там же)

Состоя настоятелем названного храма, он пользовался любовью его прихожан, огромной известностью и популярностью в столице в разных слоях общества, в том числе даже среди членов Императорской Фамилии, так как некоторые из Них были его духовными чадами и относились к нему с глубоким уважением и вниманием. (там же )

"По словам о.Георгия, он сделался духовником Великого Князя и других князей чрез то, что отец его служил в конюшенном ведомстве в Питере, и потому ему был доступ во дворец чрез отца. Так узнали его там и стал он со временем духовником многих лиц Царской Фамилии." (Воспоминания архимандрита Афанасия (Нечаева). Старый Валаам.// Север. 1991г.-№9-с.80).

В воздаянии его великих и неустанных пастырских трудов, иеромонах Георгий, в разное время был награжден: в 1909 году - золотым наперсным крестом от Российского Св. Синода; в 1910 году, таким же крестом из Кабинета Государя Императора и двумя золотыми наперсными крестами - с драгоценными украшениями, от его Августейших Духовных Чад, а второй - от прихожан Николо-Мирликийского храма в СП б..

В 1915 году о.Георгий получил Императорский орден Святой Анны, третей степени. (А.Н.В. Еа:38, дело №51 за 1861г.)

С детства, всею преданный Валааму, о.Георгий, с трудом переносил разлуку с родной обителью. 2 марта 1914 года он подал прошение Вице-Председателю общества князю Алексию Александровичу Ширинскому Шихматову с просьбой освободить, его от дальнейшего служения в Петербурге по состоянию здоровья, прилагая при этом свидетельство о своей болезни - воспаления лёгких. Прошение было удовлетворено. (ЦГАК ф.762, оп.1, д.213, л.9).

Начавшаяся 20 июля/2 августа 1914 года Первая мировая война, внесла изменения в жизнь о.Георгия. 28 июля 1914 г. О. Георгий подает в Финляндскую Духовную Консисторию рапорт следующего содержания: "Его Императорское Высочество, Великий Князь Николай Николаевич, при личном свидании, между прочим сказал, что Он по мере надобности будет меня вызывать из Валаамского монастыря в г. Петергоф, в свое имение "Беззаботное" и в другие места. Донося о сем, я имею честь всепокорнейше просить Ваше Высокопреосвященство, когда будет приглашение от Великого князя, разрешить мне выезжать из Валаамского монастыря в указанное место и благоволить сделать надлежащее распоряжение о выдаче мне удостоверения на этот предмет" (Там же, л.6) Разрешение было дано, и в соответствии с ним настоятель в нужном случае выдавал о. Георгию удостоверение на бланке Валаамского монастыря, подтверждающее его временное пребывание вне обители по обязанностям духовничества вел. Князя Николая Николаевича. (Удостоверение от 8.X. 1914 г. - без места назначения (там же л.8); от 25.III/1916 г. -в г. Тифлис (там же л.7).

Впоследствии после назначения В. К. Главнокомандующим русской армии, он находился в течении войны, до 1917 года в Главной Ставке В. К. Николая Николаевича, где совершал неопустительно ежедневное богослужение в Походной церкви Ставки.

С переменой правительственного строя в России, о.Георгий вернулся на Валаам. 10/23 января 1919 года о. Георгий подал прошение исполняющему дела настоятеля Валаамского монастыря иеромонаху о. Павлину с просьбой о разрешении облечь его в великий ангельский образ и этим дать возможность "всего себя посвятить на приготовление к исходу от жития сего". (ЦГАК. Ф. 762, оп. 1, д.220, л.2) Прошение удостоверил духовник о. Георгия - иеромонах Григорий находившийся тогда в должности казначея. О. Павлин, ходатайствует о пострижении о. Георгия в схиму, в своем вторичном, дополнительном прошении преосвященному Серафиму еп. Финляндскому и Выборгскому, писал:

"Проситель, проживая в обители с раннего возраста, и находясь здесь под опытным старческим водительством, в настоящее время, несмотря на свои еще не старые годы, в духовном развитии он достиг возраста мужа совершенна, и, как таковой, вполне созрел для совершенной иноческой жизни.

Иеромонах Георгий, полностью восприняв опытные советы своих мудрых старцев, иеросхимонаха Антипы и Алексия, последующей своей жизнию доказал на себе Божие избрание, являя собой благоговейного инока, всегда горящего неослабевающей ревностью к совершению Божественной службы и к соединению со Христом в таинстве Евхаристии. С самого начала поступления в монастырь своею примерною монашескою жизнию, он приобрел к себе такое внимание и расположение со стороны настоятеля и старцев обители, что в 24-х летнем возрасте уже был пострижен в монашество и вскоре затем удостоился посвящения в сан иеродьякона и иеромонаха, каковое обстоятельство для Валаама представляло крайнее исключительное явление! С принятием священства иеромонах Георгий с прежним рвением трудился на благо его родной обители и для спасения ближних. С честию проходя возлагаемые на него послушания и различные командировки вне монастыря, всех привлекая к себе своею доброю жизнию и духовною опытностью: лица разного положения и состояния находили в нем сведущего кормчего в духовной жизни...

В заключение всего прошу не считать препятствием к удовлетворению просьбы иеромонаха Георгия его сравнительно нестарый возраст: примеры исключительного пострижения в схиму в молодые годы просителей были у нас и ранее. Так, в 1906 году облечен в схиму в 37-летнем возрасте монах Исмаил (ныне схимонах Иоанн), и в 1911 году был пострижен в схиму иеромонах Иустиниан, ныне иеросхимонах Исидор, имевший при постриге 42 года." (ЦГАК. Ф. 762, оп. 1, д.220, л.5) где 23 февраля 1919года, принял пострижение в великую схиму и наречен был Ефремом, после чего он уединился в Смоленском скиту. (А.Н.В. Еа:38, дело №51 за 1861г.)

Этот скит был построен по желанию В. К. Николая Николаевича, в память воинов погибших на поле брани в Первой мировой войне, а впоследствии он стал храмом памятником всем погибшим в годы Великой Смуты. Храм скита, был выстроен по проекту брата В. К. Николая Николаевича, В. К. Петра Николаевича.

Принятые сокращения:
ЦГАК - Центральный Государственный Архив республики Карелия.
А.Н.В. - Архив Ново-Валаамского монастыря. Финляндия. В настоящее время архив Валаамского монастыря находится в Финляндии, в Ново-Валаамском монастыре, основанного валаамскими монахами после эвакуации с родного монастыря.

Публикация подготовлена Архивом Валаамского монастыря.

Источник: Официальный сайт Валаамского монастыря.

Все права защищены © 2007.
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна