Александра Невского
Рождества Христова
Бориса и Глеба
Космы и Дамиана
Николо-Александровский
Сергия Радонежского

А.Павлов СПб., .2001

Храмы Санкт-Петербурга

К концу XVIII века классицизм завоевал прочные позиции в архитектуре Петербурга. Возводимым в это время зданиям были присущи строгость и монументальность, скупость декоративно-орнаментального убранства фасадов. Особое внимание уделялось пропорциям - главнейшей закономерности зодчества.

Среди видных представителей, строгого классицизма был архитектор Ф. И. Демерцов, построивший немало зданий столицы. В 1796-1800 годах по его проекту на Литейном проспекте возвели каменную церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. (Прежде здесь стояла деревянная, а позднее каменная церковь при Артиллерийских слободках.) Спустя четыре года ее переименовали в "Собор всей артиллерии".

Вытянутое прямоугольное здание храма увенчивал величественный купол на круглом барабане, прорезанном окнами. Западный фасад, выходивший на проспект, украшал четырехколонный ионический портик с фронтоном, над которым возвышалась двухъярусная колокольня. Шестиколонным ионическим портиком с фронтоном был отмечен и южный вход в собор (со стороны Сергиевской улицы). Строгость архитектурного решения подчеркивалась почти полным отсутствием каких бы то ни было декоративных деталей на фасадах. Благородство форм отличало и интерьер храма, в убранстве которого довольно искусно использовались элементы военной символики. В соборе хранилось множество реликвий, связанных с историей гвардейской артиллерии. В 1932 году здание было частично разобрано и перестроено. Его место занял мрачный корпус ведомства государственной безопасности.

След Сергиевского собора остался в стихах поэта "серебряного века" русской поэзии Александра Добролюбова:

Строго смотрят в окнах лица,

Строги думы стен высоких,

Строго вырезалась в небе

Церковь с темной колокольней.

А.Павлов

Все права защищены © 2007.
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна