Шульц С. "Храмы Санкт-Петербурга. История и современность" СПб. 1994
Собор во имя Преподобного Сергия Радонежского (Сергиевский Всей артиллерии собор)
(СПб., Литейный пр., дом 6)
Собор во имя Преподобного Сергия Радонежского - один из старейших храмов города - располагался на левом берегу Невы, на углу Сергиевской улицы (ныне улица Чайковского) и Литейного проспекта, там, где в настоящее время находится административное здание ГУВД Мэрии Санкт-Петербурга и областной администрации. С 1713 г. здесь размещался Литейный двор и построенные при нем казармы для служащих Пушкарского приказа.
На месте современных улиц Захарьевской, Чайковского и Фурштадтской были построены ряды одноэтажных деревянных казарм для служащих "пушкарскому делу" и рабочих Литейного двора; проходы между ними первоначально назывались Пушкарскими линиями. За самой южной из них и после смерти Петра сохранилось название Пушкарской, а две северные стали именоваться 2-й и 3-й Береговыми линиями (Первой Береговой была современная Шпалерная улица).
Па углу 3-й Береговой (или Артиллерийской) улицы и Литейного проспекта в 1731 году была возведена деревянная церковь во имя Преподобного Сергия Радонежского, называвшаяся также Артиллерийской. Здание церкви было одно-купольным, со шпилем; оно несколько напоминало сохранившуюся до наших дней церковь Святого Симеона и Анны Пророчицы на Моховой улице, построенную в то же время. Однако первая Сергиевская церковь просуществовала всего 7 лет и в 1738 году сгорела. На ее месте по проекту архитектора И. Шумахера была возведена новая деревянная церковь (уже без шпиля), освященная в 1739 году.
В 1743 году по повелению императрицы Елизаветы эту церковь решено было заменить каменной, которую начали строить в том же году (как и предыдущую, деревянную, по проекту И. Шумахера). В 1746 году она была достроена и освящена 24 сентября того же года. Этот каменный храм простоял более 50 лет. В 1796 году он был сломан и заменен вновь отстроенным архитектором Федором Ивановичем Демерцовым большим каменным собором, вмещавшим до двух тысяч человек. 25 сентября 1798 года один из приделов строившегося собора был освящен во имя святителя Николая Чудотворца. Через 2 месяца, в ноябре того же года, был освящен во имя святого Архангела Михаила второй придел, а 5 июля 1800 года - и главный алтарь храма во имя преподобного Сергия Радонежского.
17 декабря 1803 года по высочайше утвержденному ходатайству Военной коллегии и Артиллерийской экспедиции храм стал именоваться Собором Всей артиллерии, и для него были утверждены "соответствующие этому наименованию штат и табель".
В плане Сергиевский собор представлял собой продолговатый крестообразный четырехугольник. Портик поддерживался шестью каменными колоннами ионического ордера на гранитных четырехугольных основаниях. Церковь венчал обширный купол, под которым размещалось 12 окон. Непосредственным продолжением здания храма служила двухярусная каменная колокольня в виде четырехугольной башни. В 1835 году но повелению императора Николая I собор был поименован "Собором Всей гвардейской артиллерии"; таковым он и оставался до революции 1917 года.
В главном приделе собора размещался великолепный резной вызолоченный иконостас с резными же царскими вратами. К святыням храма относились также:
большой серебряный ковчег в форме пятиглавой церкви, пожертвованный храму в 1841 году генералом Эйлером; старинный напрестольный крест с мощами угодников Божиих; Тихвинская икона Божией Матери, пожертвованная храму М. Удаловой в 1792 году. Одной из главных святынь храма была знаменитая Троицкая ризница - облачения для трех священников и одного дьякона из вишневого бархата е золотым шитьем и крупным жемчугом, пожертвованные графом Платоном Александровичем Зубовым. Ризы были изготовлены из личных парадных мундиров императрицы Екатерины II. В соборе находились большой храмовый образ преподобного Сергия Радонежского (высотой в два аршина б вершков) и такой же по размерам образ святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца.
Сергиевский собор был закрыт 31 мая 1932 года и через два года разобран (хотя состоял под охраной государства). Частично стены собора были использованы при постройке административного здания,входившего в комплекс зданий, принадлежавших ОГПУ-НКВД. Именно здесь в 1930-е годы тысячи людей стояли в бесконечных очередях с передачами для арестованных. Об этом месте Анна Андреевна Ахматова писала в своем "Реквиеме":
"... А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник, мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем - не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь:
Ни в Царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И еде для меня не открыли засов.
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь,
Забыть, как постылая хлюпала дверь,
И выла старуха, как раненый зверь.
И пусть с неподвижных и бронзовых век,
Как слезы, струится подтаявший снег.
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли..." (27, т. I, с. 194-195).
Литература: 14, 15, 190, 193, 242, 244, 290, 310, 351, 352, 405, 484, 512. Специальные разделы о храме и его святынях: см.:14, 190, 242, 484, 512.
Шульц
|