Александра Невского
Рождества Христова
Бориса и Глеба
Космы и Дамиана
Николо-Александровский
Сергия Радонежского

Постройка Александро-Николаевской часовни (1867-1879)

25 мая 1867 года в Париже произошло злодейское покушение на жизнь Царя-Освободителя Александра II [*]. В память чудесного избавления Царя от пули террориста в разных концах страны были заложены часовни. Движимые чувствами радости по поводу милости Божией, явленной России сохранением жизни народолюбивого ее Царя и преданностью своею Богом хранимому венценосному Монарху торговцы Старо-Александровского рынка в Петербурге [**] также решили в память этого события воздвигнуть часовню во имя небесного покровителя государя - св. Благоверного великого князя Александра Невского. 22 июня 1870 года Император Александр II дал согласие на постройку этой часовни. 15 февраля 1971 года доклад о постройке часовни был впервые рассмотрен на заседании Санкт-Петербургской Государственной Думы [1]. Однако различные бюрократические препятствия не позволили сразу же осуществить это благое начинание. Окончательное решение Государственной Думы, дающее возможность приступить к строительству каменной часовни, которая была приписана к Рождественской церкви, было принято только спустя 3 года – 11 мая 1973 года [2]. В дальнейшем строительство велось медленными темпами, вероятно, из-за нехватки средств, так что вчерне часовня была построена только к началу 1879 года.

Возможно, постройка часовни растянулась бы еще на более длительный срок, если бы деятельная помощь двух русских монахов Афонского св. Пантелеимонова монастыря [3]. Афонские иеромонахи Афанасий и Варсонофий прибыли в Санкт-Петербург со сборами на восстановление древнего Сионского храма в Мирах Ликийских (Малая Азия, ныне территория Турции), бывшего на протяжении многих лет местом служения Св. Николая, а после его кончины ставшем местом пребывания его честных мощей вплоть до перенесения их в итальянский город Бари в 1087 году. Остановившись в Александро-Невской Лавре, находившейся недалеко от места строительства часовни, афонские иноки познакомились с ее строителями – торговцами Александровского рынка и снискали себе их благосклонность и доверие, убедив ходатайствовать перед Св. Синодом сооружаемую ими Александро-Николаевскую часовню приписать к Сионскому храму с тем, чтобы доходы ее шли на восстановление этого храма. Торговцы Старо-Александровского рынка дали единодушное согласие, а Святейший Синод, с Высочайшего соизволения, исполнил волю строителей.

Время прибытия афонских монахов в Петербург в точности не установлено. По-видимому сбор средств на восстановление храма они начали в 1877 году. Вскоре после прибытия этих иноков в Россию в началась русско-турецкая война (12 апреля 1877 года), что затруднило сбор средств, направляемых в ту пору главным образом на помощь русским воинам. К концу годового срока, определенного Синодом для сбора пожертвований, была собрана сумма, недостаточная для продолжения восстановления храма (3605 р.). Следует отметить, что перед началом русско-турецкой войны граф Н.П. Игнатьев покинул территорию Турции, то же были вынуждены сделать русские афонские иноки, служившие в Мирликийском храме. Поэтому после окончания войны в 1878 году русские сборщики не могли сразу же возвратиться на место своего служения в Миры. Эти обстоятельства побудили их остаться в России и искать новых путей для дальнейшего сбора средств на восстановление Мирликийского храма.

Они направили ходатайство в Св. Синод о продлении срока сборов, прибавив к нему ходатайство от строителей Александро-Николаевской часовни о передаче этой часовни «в полное распоряжение сборщика, иеромонаха Афанасия, с причислением сей часовни навсегда к храму св. Николая в Мире-Ликийском». Синод исходя из того, что храм святителя Николая был приобретен в русскую собственность и все работы по его восстановлению были выполнены исключительно нашими соотечественниками, постановил считать этот храм состоящим в ведении Петербургского епархиального начальства. Синод также разрешил производить дальнейший сбор средств в России на возобновление этого храма, а «для большего же успеха этого сбора» принял решение «приписать к названному храму часовню, находящуюся в С. Петербурге на Песках…». Непосредственное заведование часовней, служение в ней и сбор средств были возложены на иеромонаха Афанасия [4].

О. Афанасий ревностно взялся за исполнение возложенных на него обязанностей к которым добавлялась необходимость довести до конца строительство и отделку часовни, которая была передана в его ведение «в черне», как он сам отмечает в своей брошюре [3]. Эту брошюру он издает в начале 1879 года с целью ознакомить православных петербуржцев с историей Мирликийского храма и показать важность сбора средств на его восстановление, а также информировать их о сооружении часовни, куда можно принести пожертвования в пользу этого храма. В этом издании о. Афанасий сообщает, что предполагается освятить часовню в честь святителя Николая и благоверного князя Александра Невского, вследствие чего она будет называться Александро-Николаевской. Там же он упоминает и о принесении в столицу России святынь, среди которых находился образ Божией Матери Скоропослушницы, прославившийся впоследствии в Петербурге как чудотворный. Он пишет: «В часовне будут поставлены снимок с древней иконы Божией Матери Скоропослушницы, крест с частью Животворящего Древа (Креста Господня) и части мощей свв. Николая, Пантелеимона и других угодников Божиих».

Усердием и неусыпными трудами афонских иноков постройка каменной часовни была вскоре закончена и уже 6 декабря 1879 года последовало ее торжественное освящение митрополитом Санкт-Петербургским Исидором. На освящении присутствовал граф Н.П. Игнатьев [5], который после русско-турецкой войны оставил пост посла в Константинополе и возвратился в Россию.

***

* - Весной 1867 года Александр II, получив приглашение от Наполеона III посетить Всемирную выставку, отправился во Францию. Царь был весел, мечтая немного развлечься, отдохнуть от внутренних неурядиц. Париж, однако, встретил гостя настороженно: всюду раздавались дерзкие выкрики в адрес российского императора - притеснителя Польши. 6 июня Александр II и Наполеон III, оживленно беседуя, возвращались в карете со смотра французских войск в Лоншане. Неожиданно из-за деревьев раздался выстрел. 19-летний польский революционер Антоний Березовский, боясь попасть в Наполеона, промахнулся. Это было второе покушение на жизнь русского царя. И Александр понял, что на него началась охота. Что касается Березовского, то под давлением общественного мнения он был приговорен не к смертной казне, а к пожизненной каторге и вышел на свободу по амнистии 39 лет спустя.

** - Старо-Александровский рынок, выходивший на Невский проспект и пересекавшийся Калашниковским проспектом и рядом других улиц, состоял из каменных и деревянных зданий, со множеством торговых помещений и с кладовыми внутри.

1. ИСПГОД. 1871. №7. С.408-409.

2. ИСПГД, 1873. №6. С. 513-518.

3. Иеромонах Афанасий. Записка о часовне, устрояемой в С.-Петербурге на Песках, причисленной на возобновление древнего храма Св. Николая в полуразрушенной его обители в Мирах-Ликийских. Спб, 1879.

4. Извлечение из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода графа Д. Толстого по ведомству православного исповедания за 1878 г., СПб., 1879, с. 283—285.

5. Юшманов В.Д. Закладка храма во имя святого Николая Чудотворца и св. благоверного великого князя Александра Невского в С.-Петербурге. СПб, 1913.

Все права защищены © 2007.
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна